Газеты – не литература. Впрочем, большую часть литературы тоже не назовешь этим именем. Написать материал в газету – иное дело, чем написать роман или рассказ, однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым. У всего, что хорошо написано, есть общие черты. Хорошо написанная вещь – ясная, легко читаемая, в ней используется не закостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману. Они верны вне зависимости от языка, на котором вы пишите.
Как писать любой материал: собрать фактуру (побывать на мероприятии; побеседовать с людьми, чтобы выяснить спектр мнений). И, конечно, уметь подать собранный материал в читабельном виде. Помните: недостаточно просто понимать мысли – их необходимо уметь излагать. И недостаточно просто излагать мысли в индивидуальном просвещении – их необходимо излагать также массово.
Первое что нужно сделать – это выберите тему, которая наиболее вам интересна, или ту, в которой вы больше всего разбираетесь. Посоветуйтесь с главным редактором о том, какие вопросы сейчас особенно актуальны для издания. Скорее всего, вам предложат определенные темы, из которых имеет смысл выбрать ту, которую сможете осветить наиболее полно. Затем – придумайте название (хотя бы рабочее). Остерегайтесь скромных названий! Никто не прочитает материал со скучным названием вроде «Наши ребята подарили праздник ребятишкам из детского сада № 150» или «Наш концерт». Чем ярче название, тем скорее читатель обратит внимание: «Солнышко в ладошке» или «А вы могли бы?». Сразу дайте читателю понять, что его ждет встреча с чем-то необычным, даже может быть с невероятным. Для этого обычно используются двусмысленные выражения, фразы-парадоксы. «Шаг вперед – два назад», «Конец бесконечности», « Новая фишка неверия». Расчет простой: читатель сразу попытается осознать, как такое может быть, но решить «сходу» головоломку ему не удастся и что материал надо обязательно прочесть и разобраться, в чем дело.
Дальше, найдите как можно больше информации по этой тематике. Полистайте энциклопедии, профессиональные журналы, покопайтесь в истории. Постарайтесь найти людей, которые могут дать комментарии к вашему материалу, осветить какие-либо глубокие проблемы, которые затрагиваются в вашей статье.
Определитесь, какой объем будет у вашей статьи. Этот вопрос нужно обсудить с главным редактором. Он вам скажет, сколько места оставлено на газетной полосе для вашей публикации, сколько знаков можно уместить и сколько фотографий добавить. Теперь приступайте к написанию вашего материала. Выберите время, когда вас никто не будет отвлекать. Подготовьте всю собранную информацию – интервью, выписки из журналов и книг, энциклопедии, фотографии. Начинайте со вступления, в котором оговариваются основные проблемы, затронутые в материале. Затем раскрывайте тему. И завершайте выводами, которые сделали сами. Сносками можно дать комментарии специалистов, цитаты, интересную информацию.
И в заключении, подумайте, как лучше разместить фотографии по теме и отправляйте материал на утверждение. Будьте готовы переделать материал, если главного редактора что-то не устроит. И помните, для верстки газеты есть определенные сроки, и вам нужно в них уложиться. Иначе вы подведете всех сотрудников издания и просто сорвете верстку.